ПОМОЩЬ ЭЛЕКТРИКАМ

    Как рассчитать номинальный ток трехфазного асинхронного двигателя?

     

    Здравствуйте уважаемые посетители сайта «Помощь электрикам».  Вроде бы несложный вопрос – как посчитать номинальный ток трехфазного асинхронного двигателя? Но все же актуальность этого расчета не теряется, потому что все же во многих случаях возникают ошибки при подсчетах.

    Сегодня в данной статье рассмотрим асинхронный двигатель BRA200L4 УХЛ1. Основные параметры: 30 кВт мощность, 1500 об/мин частота.

    Вот такая бирка на двигателе:

     

    Подключать данный двигатель мы можем несколькими способами к сети. Если у нас используется трехфазная сеть 380 Вольт, то обмотки двигателя подключаются по схеме «Звезда». (Подробнее о схемах подключения можете прочитать здесь). На коробе выводов , необходимо соединить вывода а, b, с между собой перемычкой.

    Если у нас используется трехфазная сеть 220 Вольт, то применяется схема «Треугольник». При данной схеме перемычка устанавливается между фазами

    а-В, b-С, с-А. Точно такое же подключение используют при однофазной сети 220 Вольт.

    Все мы знаем, что любой электроприемник должен быть защищен от токов КЗ и других аварийных ситуации либо автоматическим выключателем, либо предохранителем.  Но для выбора эффективного аппарата защиты, необходимо знать номинальные токи, протекающие в данном участке сети, а конкретно, номинальные токи потребляемые двигателем при конкретной схеме соединения обмотки статора.

    Да, если есть паспорт на электродвигатель, или табличка с данными, то стоит делать ориентир на это. Но бывают случаи, что такие таблички либо стерты, либо отсутствуют, а так же нет паспорта. Как раз таки в статье приведу формулы, позволяющие легко посчитать номинальные токи конкретного двигателя, и при этом учесть некоторые особенности при расчетах.

    Итак, на двигателях указывается мощность механическая в кВт, то есть в 1000 раз больше Ватт. Эта система перевода всем знакома. Механическая мощность это мощность Р2 с учетом всех потерь в двигателе. Для расчета мы должны брать не механическую мощность Р2, а электрическую Р1, в которой помимо полезной мощности есть еще и потери, т е. Р1=Р2+потери.

    Потери могут быть разные. Перечислим основные, с кратким описанием.

    Механические потери. Это потери на скольжение в механизмах двигателя: на валу, в подшипниках, на вентиляцию. Причем существует прямая зависимость механических потерь от частоты вращения ротора двигателя. Чем больше частота, тем больше данные потери. Это что касается двигателей с короткозамкнутым ротором. У электрических машин с фазным ротором помимо вышеперечисленных, возникают еще и потери в щеточном механизме.

    Вторыми по величине являются магнитные потери, которые возникают уже непосредственно в магнитопроводе двигателя. Магнитные потери в статоре и роторе напрямую зависят от частоты перемагничивания статора и  ротора соответственно. Однако, в роторе магнитные потери настолько малы, что их обычно не учитывают при расчетах.

    Третьими по величине являются электрические потери в статоре и роторе. Здесь так же все просто. Эти потери вызваны протеканием тока в обмотках и последующим выделением тепла. И, соответственно, чем больше номинал тока, тем больше потери.

    К самым маленьким относят добавочные потери. Сюда входят и потери на магнитную индукцию, гармоники и прочее. Как правило, они составляют примерно 0,5 % от общей мощности двигателя.

    Все потери в двигателе заключены в одном таком важном параметре как коэффициент полезного действия.

    η = Р2/Р1

    То есть отношение полезной мощности к полной. В нашем случае для двигателя 30 кВт КПД будет равен 91,5 % согласно паспортным данным.

    Но в целом КПД очень зависит от мощности двигателя. До 10 кВт КПД находится в районе 75-87%, для двигателей свыше 10 кВт КПД в районе 90-95%.

    Вот расшифровка табличных и паспортных данных:

    • тип двигателя BRA200L4 (B – взрывозащищенный, R – условное обозначение серии с привязкой к мощности, А – асинхронный, 200 – высота оси вращения, L – длина сердечника статора, 4 – число пар полюсов)
    • заводской номер № 111001865
    • род тока — переменный
    • количество фаз — трехфазный
    • частота питающей сети 50 (Гц)
    • схема соединения обмоток ∆/Y (В зависимости от собранной схемы)
    • номинальное напряжение 380/660 (В)
    • номинальный ток при треугольнике 58 (А) / при звезде 33 (А)
    • номинальная полезная мощность на валу Р2 = 30 (кВт) = 30000 (Вт) (Мощность полезная)
    • частота вращения 1470 (об/мин) (Частота с учетом скольжения  возникающего между основным магнитным полем и ротором)
    • КПД 91,5% (η = 0,915) (Учитываются все потери в двигателе)
    • коэффициент мощности cosφ = 0,86
    • режим работы S1
    • класс изоляции F (При работе до 155 градусов С)
    • класс защиты IP54
    • название предприятия и страны изготовителя: Россия

     

    Номинальный ток асинхронного двигателя

     

    В самом начале расчета необходимо вычислить полную мощность, потребляемую двигателем.

    Р1 = Р2/η = 30 000/0,915 = 32 787 Вт

    Это мы нашли мощность двигателя Р1. Но для дальнейшего расчета нам необходимо учесть коэффициент мощности, так как имеется активно-индуктивная нагрузка.

    Соответственно полная мощность двигателя равна

    S = P1/cosφ = 32 787/0,86 = 38 124ВА

    Зная полную мощность найдем номинальные токи для схемы обмотки статора «Звезда» и «Треугольник»

    Схема «Звезда»:  Iном = S/(1,73·U) = 38124/(1,73·660) = 33 А;

    Схема «Треугольник»:  Iном = S/(1,73·U) = 38124/(1,73·380) = 58 А.

    Сравнивая расчетные значения с паспортными данными, видим полное сходство. Вот такими несложными вычислениями можно определить номинальный ток любого электродвигателя.

    Кстати, нашел в интернете более грубый и более быстрый способ вычисления номинального тока электродвигателя. При схеме соединения «Звезда», берем мощность двигателя, переводим ее в киловатты, и просто умножаем на 2. Получается примерный номинальный ток.

    То есть в нашем случае 30 кВ*2 = 60 А. По паспорту ток равен 58А. Метод достаточно грубый, но для каких-либо быстрых и не требующих точности подсчетов имеет место быть.

    Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения