ПОМОЩЬ ЭЛЕКТРИКАМ

    Выбор системы охлаждения синхронных генераторов

     

    Синхронные электрические машины относятся к машинам переменного тока, как правило, трехфазным. Как большинство электромеханических преобразователей они могут работать и в режиме генератора, и в режиме двигателя. Особым режимом работы синхронной машины является режим компенсации реактивной мощности. Специальные машины, предназначенные для этой цели называются синхронными компенсаторами. Несмотря на принципиальную обратимость синхронных двигателей и генераторов они имеют обычно конструктивные особенности, которые редко дают возможность использовать двигатели в качестве генераторов и наоборот.

    В настоящее время синхронные генераторы являются основным источником электроэнергии. Их мощность - в пределах от нескольких киловатт до сотен тысяч киловатт. Синхронные генераторы устанавливаются в тепло- и гидроэлектростанциях, самолетах, судах, ими комплектуются различные передвижные источники электроэнергии.

    Об основных свойствах синхронного генератора дают представление характеристики, которые определяют зависимость между напряжением на зажимах якоря, током возбуждения, током нагрузки при номинальной частоте вращения и постоянном коэффициенте мощности в установившемся режиме.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Охлаждение синхронных генераторов

    Во время работы синхронного генератора его обмотки и активная сталь за счет потерь мощности нагреваются. Допустимые температуры нагрева обмоток статора и ротора зависят в первую очередь от применяемых изоляционных материалов и температуры охлаждающей среды. По ГОСТ 533 - 76 для изоляции класса В (на асфальтобитумных лаках) допустимая температура нагрева обмотки статора должна находиться в пределах 105 0С, а ротора 130 0С. При более теплостойкой изоляции обмоток статора и ротора, например, классов F и Н, пределы допустимой температуры нагрева увеличиваются[2]. В процессе эксплуатации генераторов изоляция обмоток постепенно стареет. Причиной этого являются загрязнение, увлажнение, окисление кислородом воздуха, воздействие электрического поля и электрических нагрузок и т.д. Однако главной причиной старения 10 изоляции является ее нагрев. Чем выше температура нагрева изоляции, тем быстрее она изнашивается, тем меньше срок ее службы. Срок службы изоляции класса В при температуре нагрева ее до 1200С составляет около 15 лет, а при нагреве до 140 0С - сокращается почти до 2 лет. Та же изоляция при температуре нагрева 105 0С (т. е. в пределах ГОСТ) стареет значительно медленнее, и срок службы ее увеличивается до 30 лет. Поэтому во время эксплуатации при любых режимах работы генератора нельзя допускать нагрева его обмоток свыше допустимых температур. Для того чтобы температура нагрева не превышала допустимых значений, все генераторы выполняют с искусственным охлаждением. По способу отвода тепла от нагретых обмоток статора и ротора различают косвенное и непосредственное охлаждение. При косвенном охлаждении охлаждающий газ (воздух или водород) с помощью вентиляторов, встроенных в торцы ротора, подается внутрь генератора и прогоняется через немагнитный зазор и вентиляционные каналы. При этом охлаждающий газ не соприкасается с проводниками обмоток статора и ротора и тепло, выделяемое ими, передается газу через значительный тепловой барьер - изоляцию обмоток. При непосредственном охлаждении охлаждающее вещество (газ или жидкость) соприкасается с проводниками обмоток генератора, минуя изоляцию и сталь зубцов, т. е. непосредственно. Отечественные заводы изготовляют турбогенераторы с воздушным, водородным и жидкостным охлаждением, а также гидрогенераторы с воздушным и жидкостным охлаждением.

     

    Воздушное охлаждение

    Существуют две системы воздушного охлаждения - проточная и замкнутая. Проточную систему охлаждения применяют редко и лишь в турбогенераторах мощностью до 2 МВ•А, а также в гидрогенераторах до 4 МВ•А. При этом через генератор прогоняется воздух из машинного зала, который быстро загрязняет изоляцию обмоток статора и ротора, что в конечном счете сокращает срок службы генератора. При замкнутой системе охлаждения один и тот же объем воздуха циркулирует по замкнутому контуру. Схематично циркуляция воздуха при таком охлаждении для турбогенератора представлена на рис.1. Для охлаждения воздуха служит воздухоохладитель 1, по трубкам которого непрерывно циркулирует вода. Нагретый в машине воздух выходит через патрубок 2 в камеру горячего воздуха 3, проходит через воздухоохладитель и через камеру холодного воздуха 4 снова возвращается в машину. Холодный воздух нагнетается в машину встроенными вентиляторами 5. В генераторах с большой длиной активной части холодный воздух подают с обоих торцов машины, как это показано на рис. 1. В целях повышения эффективности охлаждения турбогенераторов, длина активной части которых особенно велика, а воздушный зазор мал, используют многоструйную радиальную систему вентиляции. Для этого вертикальными плоскостями 6 делят систему охлаждения турбогенераторов на ряд секций. В каждую секцию воздух по- ступает из воздушного зазора (I и III секции) или из специального осевого канала 7 (II секция). Для увеличения поверхности соприкосновения нагретых частей с охлаждающим воздухом в активной стали машины выполняют систему вентиляционных каналов. Пройдя через радиальные вентиляционные каналы в стали, нагретый воздух уходит в отводящие камеры 8. Многоструйная вентиляция обеспечивает равномерное охлаждение турбогенератора по всей длине. Для восполнения потерь в результате утечек предусмотрен дополнительный забор воздуха через двойные масляные фильтры 9, установленные в камере холодного воздуха. Отечественные заводы изготовляют турбогенераторы с замкну- той системой воздушного охлаждения мощностью до 12 МВт включительно. Замкнутая система косвенного охлаждения воздухом у гидрогенераторов применяется значительно шире. Наиболее крупный генератор с косвенным воздушным охлаждением серии СВ мощностью 264,7 МВ. А выпущен ПО «Электросила» для Братской ГЭС. Схема вентиляции гидрогенератора показана на рис. 1.

    Рис. 1. Замкнутая система воздушного охлаждения турбогенератора

     Рис.2. Замкнутая система вентиляции генератора:

    1 – ротор; 2 – статор; 3 – воздухоохладитель; 4 – лопатки вентилятора 

     

     

    Рис. 3. Схема многоструйной радиальной вентиляции в турбогенераторах: 1 – камера холодного газа; 2 – камера горячего газа; 3 – газоохладители.

    В гидрогенераторах охлаждение явнополюсных роторов облегчается благодаря наличию межполюсных промежутков и большей поверхности охлаждения ротора. Охлаждение гладкого ротора турбогенератора менее эффективно, так как в рассматриваемом случае он охлаждается только со стороны воздушного зазора. Последнее обстоятельство в значительной мере определяет ограниченные возможности воздушного охлаждения для турбогенераторов. У генераторов с воздушным охлаждением предусматривается устройство для тушения пожаров водой. Косвенное водородное охлаждение турбогенераторов. Турбогенераторы с косвенным водородным охлаждением имеют в принципе такую же схему вентиляции, как и при воздушном охлаждении. Отличие состоит в том, что объем охлаждающего водорода ограничивается корпусом генератора, в связи с чем охладители встраиваются не- посредственно в корпус. Водородное охлаждение эффективнее воздушного, так как водород как охлаждающий газ по сравнению с воздухом имеет ряд существенных преимуществ. Он имеет в 1,7 раза больший коэффициент теплоемкости, в 7 раз более высокую теплопроводность. Последнее обстоятельство предопределяет малое тепловое сопротивление про- слоек водорода в изоляции и зазорах пазов. Значительно меньшая плотность водорода по сравнению с воздухом позволяет уменьшить вентиляционные потери в 8-10 раз, в результате чего КПД генератора увеличивается на 0,8 - 1 % . Отсутствие окисления изоляции в среде водорода по сравнению с воздушной средой повышает надежность работы генератора и увеличивает срок службы изоляции обмоток. К достоинствам водорода относится и то, что он не поддерживает горения, поэтому в генераторах с водородным охлаждением можно отказаться от устройства пожаротушения. Водород, заполняющий генератор в смеси с воздухом (от 4,1 до 74%, а в присутствии паров масла - от 3,3 до 81,5%), образует взрывоопасную смесь. Поэтому у машин с водородным охлаждением должна быть обеспечена высокая газоплотность корпуса статора масляными уплотнениями вала, уплотнением токопроводов к обмоткам статора и ротора, уплотнением крышек газоохладителей, лючков и съемных торцевых щитов. Наиболее сложно выполнить надежные масляные уплотнения вала генератора, препятствующие утечке газа. Чем выше избыточное давление водорода, тем эффективнее охлаждение генератора, следовательно, при одних и тех же размерах генератора можно увеличить его номинальную мощность. Однако при избыточном давлении более 0,4-0,6 МПа прирост мощности генератора не оправдывает затрат на преодоление возникающих при этом технических трудностей (усложнение работы уплотнений и изоляции обмоток). Поэтому давление водорода в современных генераторах более 0,6 МПа не применяется. Генераторы с косвенным водородным охлаждением могут при необходимости работать и с воздушным охлаждением, но при этом их мощность соответственно уменьшается. Источником водорода на современных ТЭС являются электролизерные установки, в которых водород получают путем электролиза воды. В отдельных случаях водород доставляется в баллонах с электролизерных заводов. На рис. 4 показана принципиальная схема газового хозяйства системы водородного охлаждения.

    Рис. 4. Принципиальная схема газового хозяйства водородного охлаждения 1 – манометр; 2 – электроконтактный манометр; 3 – газоанализатор; 4 – блок регулирования и фильтрации; 5 – вентиль; 6 – углекислородный баллон; 7 – осушитель водорода; 8 – указатель жидкости; 9 – клапан давления водорода; 10 – водородный баллон; 11 – предохранительный клапан.

     

    При заполнении корпуса генератора водородом воздух сначала вытесняется инертным газом (обычно углекислотой) во избежание образования гремучей смеси. Углекислота под давлением из баллона 6 подается в нижний коллектор, при этом более легкий воздух вытесняется через верхний коллектор и открываемый на это время вентиль. Выпуск газа. В результате смешивания газов при вытеснении расход углекислоты на данную операцию составляет два-три объема корпуса генератора. После того как весь объем будет заполнен углекислотой при концентрации около 90%, в верхний коллектор подают под давлением водород, который вытесняет углекислоту через нижний кол- лектор и открываемый вентиль Выпуск углекислоты. Как только чистота водорода в корпусе достигнет заданного уровня, вентиль Выпуск углекислоты закрывают и доводят давление водорода в корпусе до нормального. Вытеснение водорода производят углекислотой, которая затем вытесняется сжатым воздухом. Автоматическое поддержание давления водорода в корпусе генератора осуществляется клапаном давления 9. Контроль максимального и минимального давления водорода производится взрывобезопасным электроконтактным манометром 2, установленным на панели газового управления. Автоматический контроль чистоты водорода осуществляется газоанализатором 3, и, кроме того, через определенные промежутки времени водород берут на химический анализ в лабораторию. При снижении процентного содержания водорода ниже допустимого восстановление чистоты его осуществляется путем выпуска из генератора загрязненного водорода и добавления чистого водорода. Эта операция называется продувкой. В целях осушки водорода, находящегося в генераторе, предусмотрен осушитель 7, заполняемый хлористым кальцием или силикагелем. Для современных турбогенераторов с целью осаждения влаги из охлаждающего газа применяют специальные фреоновые холодильные машины. Указатель наличия жидкости 8 служит для подачи сигнала о появлении воды или масла в корпусе генератора. Электромашиностроительные заводы в СССР выпустили серию генераторов ТВ (ТВ2) мощностью до 150 МВт включительно с использованием косвенного водородного охлаждения, которые эксплуатируются на многих ТЭС.

    Непосредственное водородное охлаждение турбогенераторов

     

    Еще больший эффект по сравнению с косвенным водородным охлаждением дает непосредственное (внутреннее) охлаждение, когда водород подается внутрь полых проводников обмотки. В генераторах серии ТВФ применяется косвенное охлаждение обмоток статора водородом и непосредственное (форсированное) охлаждение обмотки ротора. Система вентиляции роторов генераторов серии ТВФ представлена на рис. В-5. Охлаждающий газ забирается из зазора с последующим выбросом нагретого газа обратно в зазор. При этом проводники 1 обмотки ротора выполняются сплошными прямоугольного сечения, а на боковых поверхностях их фрезеруются косые вентиляционные каналы 2. При работе генератора (вращении ротора) водород поступает в заборное отверстие 3 и, проходя по косому вентиляционному каналу до дна паза 4, выходит уже с другой стороны паза (катушки) в другой канал и через выпускное отверстие 5 попадает снова в зазор. Генераторы серии ТГВ мощностью 200 и 300 МВт имеют не- сколько иную систему охлаждения ротора. Водород циркулирует в аксиальных прямоугольных каналах, которые образуются корытообразными проводниками обмотки возбуждения. В генераторах этого типа выполнено также непосредственное охлаждение обмоток статора. Водород подается в тонкостенные трубки из немагнитной стали, заложенные внутри стержней обмотки и от- крытые в лобовых частях. В обоих типах генераторов (ТГВ и ТВФ) давление водорода в корпусе поддерживается 0,2 - 0,4 МПа. Генераторы с непосредственным водородным охлаждением на воздушном охлаждении работать не могут, так как обмотка, рассчитанная нефорсированное охлаждение водородом, при работе на воздушном охлаждении перегреется и выйдет из строя. Поэтому при появлении больших утечек водорода из генератора, сопровождающихся глубоким и быстрым снижением давления водорода, генератор с непосредственным охлаждением должен быть аварийно разгружен и отключен от сети.

     

     

     

     

     

     

     

    Рис. 5. Конструкция вентиляционного канала в обмотке ротора с непосредственным охлаждением: а – продольный разрез; б и в – поперечные косые разрезы по пазу ротора.

    Рис. 6. Разрез паза (а) и ротора (б) генератора типа ТГВ: 1 – пазовый клин; 2 – корпусная изоляция; 3 – сплошной элементарный проводник; 4 – газовые трубки; 5 – бочка ротора; 6 – дюралюминивый клин; 7 – подклиновая изоляция; 8 – полувитки обмотки; 9 – горизонтальный вентиляционный канал

    Включение в сеть отключенного генератора может быть произведено лишь после устранения утечек и перевода его на водород, если для отыскания утечек он был переведен на воз- дух. Непосредственное жидкостное охлаждение генераторов. При выполнении непосредственного жидкостного охлаждения генераторов в качестве охлаждающей жидкости применяют дистиллированную воду или масло, которые обладают более высокой теплоотводящей способностью по сравнению с водородом и, следовательно, позволяют еще больше увеличить единичные мощности генераторов при сохранении их размеров. Дистиллированная вода как охлаждающее вещество по сравнению с маслом имеет значительно больше достоинств: более высокие теплоотводящие свойства, пожаробезопасность. Поэтому в большинстве случае в мощные генераторы, выпускаемые в СССР, выполняют с водяным охлаждением. На рис. В.7 показана конструкция гидравлических соединений обмотки статора с водяным охлаждением и дан разрез обмотки по одной параллельной ветви. Как видно из разреза, обмотка статора выполнена из сплошных и полых медных элементарных проводников прямоугольного сечения, по которым циркулирует вода. Питание обмотки водой осуществляется путем подвода ее к каждой параллельной ветви с помощью шлангов из пластмассы, обладающей высокой электрической прочностью и необходимой эластичностью (например, фторопласт-4). Охлаждение обмотки статора водой в сочетании с непосредственным охлаждением обмотки ротора и активной стали водородом применяется в турбогенераторах типа ТВФ мощностью 160-800 МВт. Опыт эксплуатации турбогенераторов серии ТВФ показал, что они имеют значительные резервы в системе охлаждения. В результате была предложена новая единая серия генераторов ТВФ и одновременно ТВФ, которые также используют систему форсированного охлаждения ротора. 20

     Рис. 7. Устройство ввода и вывода для охлаждения обмотки статора

     

    Новые машины за счет использования более высоких электромагнитных нагрузок (в основном линейной токовой нагрузки и плотностей тока), улучшения конструкции системы охлаждения получились легче и надежнее своих предшественников. Расход материалов на изготовление новой серии генераторов TBB-160-2EY3 на 20 % меньше, чем ранее выпускавшихся генераторов TBB-165-2Y3. Новые генераторы имеют также лучшие температурные характеристики по сравнению с ранее выпускавшимся генератором TBB-165-2Y3 (см. табл. 1.). Водяное охлаждение статорной обмотки по аналогичной схеме применяется также в мощных вертикальных гидрогенераторах типа СВФ. Обмотка ротора и активная сталь таких генераторов имеют не посредственное воздушное охлаждение. Выполнение непосредственного охлаждения ротора генератора связано с большими трудностями, особенно в отношении подвода воды к вращающемуся ротору. Эти трудности решены для турбогенератора ТГВ-500 мощностью 500 МВт, в котором обмотки статора и ротора охлаждаются водой, а сталь магнитопровода - водородом. В результате высокоэффективной системы охлаждения турбогенератор ТГВ-500 имеет размеры и массу даже несколько меньшие, чем ТГВ-300. Водяное охлаждение обмоток ротора и статора находит применение в капсульных гидрогенераторах типа СГКВ. В нашей стране выпущена серия турбогенераторов ТВМ, которые имеют комбинированную систему охлаждения: ротор охлаждается водой, а статор (обмотка, активная сталь и конструктивные элементы) - кабельным маслом. В турбогенераторе ТВМ применена для изоляции обмоток статора сравнительно дешевая и надежная бумажно-масляная изоляция кабельного типа. Это позволило сократить расходы на изоляцию обмоток генератора, например, ТВМ-300 в 4 раза по сравнению с расходами на изоляцию обмоток генераторов ТВВ и ТГВ такой же мощности. Бумажно-масляная изоляция позволяет применять более высокие номинальные напряжения для генераторов без значительного увеличения затрат. Так, например, генератор TBM-500 спроектирован на напряжение 36, 75 кВ, в то время как обычно для генераторов такой мощности применяется напряжение 20 кВ. Увеличение номинального напряжения позволило уменьшить ток статора почти в 2 раза и об- легчить токоведущие части. Применение масляного охлаждения статоров гидрогенераторов дало возможность увеличить напряжение обмотки до 110 кВ (генератор 15 МВ•А Сходненской ГЭС), что позволяет включать генератор в сеть без промежуточной трансформации. На рис. .8 показан разрез по пазу статора такого генератора. Принудительная циркуляция масла внутри аксиальных каналов в обмотке и стали статора обеспечивает достаточно интенсивный отвод тепла. Пространство, в котором вращается ротор генератора, отделяется от статора, заполненного маслом, изоляционным цилиндром. Сравнительная эффективность различных способов охлаждения генераторов может быть показана путем сопоставления мощностей при одних и тех же габаритах генератора (табл. В.1). В табл. В.1 показана эффективность использования воды для охлаждения активных элементов генератора. В полной мере эти преимущества реализованы в генераторах Т3В-800-2.

     

    Рис.8. Разрез паза генератора типа ТВМ: 1 – клин обмотки статора; 2 – изоляционная теплостойкая бумага; 3 – элементарные проводники обмотки статора; 4 – канал охлаждающего масла

     

    В них водой охлаждаются не только обмотки, но и сталь статора и его конструкционные элементы. Здесь исчезает необходимость использования охлаждающего газа - водорода. Во избежание образования химически активного озона корпус генератора должен быть заполнен нейтральным азотом. Однако эксплуатация головных генераторов на воздухе показала достаточную надежность работы и в этом случае.

     

     

     

    Таблица В.1. Эффективность различных систем охлаждения.

     

    Охлаждение турбогенераторов

    Увеличение мощности, отн. ед

    Воздушное

    1

    Косвенное водородное при избы- точном давлении, МПа:

    0,005

    0,2

     

     

    1,25

    1,7

    Непосредственное (внутреннее) охлаждение статора и ротора водородом

    2,7

    Непосредственное охлаждение об- мотки статора маслом и обмотки ротора водой

    3,6

    Непосредственное охлаждение об- моток статора и ротора водой

    4

     

    Охлаждение жидким гелием

    Дальнейшим шагом в направлении развития систем охлаждения является разработка криогенных генераторов с охлаждением жидким гелием. Естественно, что в первую очередь речь идет об охлаждении обмотки возбуждения (обмотки ротора), которая имеет наибольшие электромагнитные нагрузки. В настоящее время разрабатывается рабочий проект криогенератора мощностью 300 МВт. Характерно, что общая его масса не превышает 150 т, а серийного ТВВ-320-2 - 305 т .

     

     

     

    Тепловой и вентиляционный расчет на примере синхронного генератора 100 кВт 1500 об/мин

     

    Потери в основной и дополнительной обмотках статора

     

    Р'м1=m1mт'[I'12r1+(Iп.н/ )2rд]=

    =3∙1,48∙ [180,42∙0,029+(66,8/ )2∙0,003)=4235 Вт

     

    где m'т=1,48 – коэффициент для класса нагревостойкости изоляции F

    Условная внутренняя поверхность охлаждения активной части статора 

     

    Sп1=πD11=π∙413∙140=181647 мм2

     

    Условный периметр поперечного сечения

     

    П1=2(hn1+bп1)=2(39,2+11,8)=102 мм

     

    Условная поверхность охлаждения пазов

     

    Sи.п1=z1П11=60∙102∙140=856800 мм2

     

    Условная поверхность охлаждения лобовых частей обмотки

     

    Sл1=4πD1в1=4∙3,14∙413∙158,3=821305 мм2

     

    Условная поверхность охлаждения генераторов без охлаждающих ребер на станине

     

    SмашDн1(ℓ1+2ℓв1)=3,14∙590(140+2∙158,3)=846142 мм2

     

    Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения активной части статора 

     

     Вт/мм2,

     

    где       к=0,82 – коэффициент [табл. 9-25]

    Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к поверхности охлаждения пазов [9-387]

     

    ри.п1=  Вт/мм2

     

    Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к поверхности охлаждения лобовых частей об­мотки

    рл1= = Вт/мм2

     

    Окружная скорость ротора [9-389]

     

    v2=  м/с

     

    Превышение температуры внутренней поверхности активной части статора над температурой воздуха внутри машины [9-390]

     

    Δtп1=  ºС,

     

    где  α1=14∙10-5 Вт/(мм2∙град) – коэффициент теплоотдачи поверхности статора.

     

    Односторонняя толщина изоляции в пазу статора

     

    bи1=(bп1-Nшb)/2=(11,8-2∙4,5)/2=1,4 мм

     

    Перепад температуры в изоляции паза и жестких катушек

    Δtи.п1=  ºС

     

    Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри машины

    Δtл1л11=0,00395/14ּ10-5=28,2 ºС

     

    Перепад температуры в изоляции лобовых частей из жестких катушек

    Δtи..л1л1 =0,00395  ºС

     

    Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины

    Δt'1=(Δtп1tи.п1) +(Δtл1tи.л1) =

    =(65,9+10,1) +(28,2+34,6)  ºС

     

    Потери в двигателе, передаваемые воздуху внутри машины

    Р'Σ=к(Р'м1 сΣ)+Р'м1 +Р'м2мхΣд=0,82(4235  Вт

     

    Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой наружного воздуха

    Δtв=  ºС

     

    Среднее превышение температуры обмотки над температурой на­ружного воздуха

     

    Δt1t'1tв=65,9+6=71,8  ºС

     

    Тепловой расчет обмотки возбуждения

     

    Условная поверхность охлаждения многослойных катушек из изолированных проводов

     

    Sп2=2∙р∙ℓср.п∙Пп=2∙2∙780,3∙154=48,1∙104 мм2

     

    Удельный тепловой поток от потерь в обмотке, отнесенных к поверхности охлаждения обмотки

     

    рп=кРп/Sп2=0,9∙2608/48,1∙104 =0,0049 Вт/мм2

     

    Коэффициент теплоотдачи катушки

     

    αТ=(2,6+0,19∙v2)∙10-5=(2,6+0,19∙32,1)∙10-5=8,7∙10-5 Вт/(мм2 ˚С)

     

    Превышение температуры наружной поверхности охлаждения обмотки

     

    Δtп.лпТ=0,0049/0,000087=56,2 ˚С

     

    Перепад температуры в наружной и внутренней изоляции многослойных катушек из изолированных проводов

     

    Δtи.лп  ˚С

    Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины

    Δt'пtп.пtи.п=56,2+6,1=62,3 ˚С

     

    Среднее превышение температуры обмотки над температурой охлаждающего воздуха

     

    Δtпt'пtв=62,3+6=68,2 ˚С

     

    Вентиляционный расчет

     

    Принята система вентиляции аксиальная

    Необходимый расход воздуха

     

    Vв= = м3

     

    Эквивалентное аэродинамическое сопротивление воздухопровода

    z1=200 Па∙с2

     

    Наружный диаметр вентилятора

    Dвен2=0,85D1=0,85∙413=351 мм

     

    Внутренний диаметр колеса вентилятора

     

    Dвен1=0,65D1=0,65∙413=268,5 мм

     

    Длина лопатки вентилятора

     

    lл=0,13D1=0,13∙413=53,7 мм

     

    Количество лопаток вентилятора

     

    Nл= Dвен2/20=351/20≈18

     

    Линейная скорость вентилятора по наружному диаметру

     

    Vвен2= πDвен2n/(6∙104)=3,14∙351∙1500/60000=27,6 м/с

     

    Линейная скорость вентилятора по внутреннему диаметру

     

    Vвен1= πDвен1n/(6∙104)=3,14∙268,5∙1500/60000=21,1 м/с

     

    Напор вентилятора

     

    H0=ηа.о∙γ(V2вен2-V2вен1)=0,6∙1,23(27,62-21,12)=233,6 Па,

     

    где ηа.о=0,6 – аэродинамический КПД вентилятора

           γ = 1.23 кг/м3 – плотность воздуха.

     

    Площадь поперечного сечения входных отверстий вентилятора

     

    Sвен=0,92π∙Dвен2lл∙10-6=0,92∙3,14∙351∙53,7∙10-6=0,0545 м2

     

    Максимальный расход воздуха

     

    Vв max=0,42∙Vвен2Sвен =0,42∙27,6∙0,0545=0,631 м3

     

    Действительный расход воздуха

     

    Vв =Vв max  м3

     

    Действительный напор вентилятора

     

     Па

     

      

    Заключение

     

    Ускорение научно-технического прогресса требует всемерной автоматизации производственных процессов. Для этого необходимо создавать электрические машины, удовлетворяющие своим показателям и характеристикам, весьма разнообразным требованиям различных отраслей народного хозяйства.

    Процесс создания электрических машин включает в себя проектирование, изготовление и испытание. Под проектированием электрической машины понимается расчет размеров отдельных ее частей, параметров обмоток, рабочих и других характеристик машины, конструирование машины в целом, а также ее отдельных деталей и сборочных единиц, оценка технико-экономических показателей спроектированной машины, включая эффективность охлаждения мамшины.

    Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения